Бубенцы знакомы человеку с древнейших времен.
При раскопках в Новгороде их обнаруживали во всех культурных слоях с X по XV век.
Конструкция бубенца
Конструкция бубенца весьма проста.
Внутри полого шара (иногда эллипсоида) свободно помещается металлическая дробина, которая при раскачивании или тряске бубенца выполняет роль ударника. В редких случаях внутрь бубенца закладывались две дробины.
Корпус бубенца цельный или состоит из верхней и нижней половин. В первом случае бубенец отливался целиком (цельнолитой бронзовый бубенец). Во втором случае сначала отливались из бронзы или штамповались из латуни две половинки, а затем они соединялись между собой с помощью канта или пояска.
Бронзовые литые бубенцы имеют толстые стенки, латунные штампованные бубенцы – тонкие. Их называли соответственно плотными или обыкновенными бубенцами. В верхней части каждого из них находится ушко для подвески. Иногда внутри бубенца укреплялся бубенец меньшего размера – такой бубенец называли двойным.
Характерной особенностью бубенцов является наличие в них отверстий («глазков») и разрезов, которые, обеспечивая вибрацию стенок и выход звука, придают бубенцу необходимые акустические качества и одновременно украшают его. Эти отверстия и разрезы создают весьма значительное разнообразие бубенцов. Разрезы, в количестве от одного до четырех, наносились лишь на их нижнюю часть. Что касается отверстий, то они проделывались как в нижней части (от двух до восьми), так и в верхней (от двух до четырех).
Функциональное предазначение бубенцов
Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам.
В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц.
Даже во второй половине XIX – начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов.
С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве – своеобразной шерстяной юбке у замужних женщин.
Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов.
Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному) и в конской упряжи.
Упряжные бубенцы
В XIX веке российское правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление поддужных колокольчиков частным лицам. Однако страсть к езде на тройке со звоном была столь велика, а привычка к такой езде настолько укоренилась, что частные владельцы и наниматели троек научились обходить правительственные запреты.
Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов.
Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве.
Упряжные бубенцы, в отличие от поддужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию – услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» – разгонять встречных бесов.
Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание.
Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы или латуни с помощью литья или штамповки.
Иногда на бубенец наносился тонкий слой серебра. Как и в случае с колокольчиками, посеребренный бубенец назывался белым, а не имевший покрытия – желтым, и имел номер («меру») – от 4/0 до 22. Иногда встречались промежуточные (дробные) номера: 1 1/2, 2 1/2, 3 1/2. Номер характеризует относительный размер бубенца, причем в большинстве случаев, в отличие от колокольчиков, чем крупнее размер, тем больше номер, хотя были и исключения из этого правила. Абсолютные размеры упряжных бубенцов сравнительно невелики. Поперечный диаметр в основном укладывается в пределы от двух до девяти сантиметров.
Упряжные бубенцы изготовлялись теми же мастерами-кустарями, которые отливали поддужные колокольчики. Однако в большинстве случаев какие-либо надписи или изображения на бубенцы не наносились. По этой причине точное время их изготовления установить трудно. Лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Свои имена, в частности, изредка ставили Егор Клюйков, Павел Чернигин, Андрей Бадянов и Иван Трошин (двое последних работали вместе). Все эти мастера жили и трудились в Пурехе или в его окрестностях. На ряде бубенцов имелись только номера.
Особую группу составляют плотные цельнолитые бубенцы с надписями, выполненными латинскими буквами (TULA, S. PUP, VICTORIA, METAL). Эти бубенцы отливались в основном в местечке Заслав Минской губернии и в губернском городе Вильна и назывались «бубенцами на заграничный манер».
Арканы
Упряжные бубенцы с помощью сыромятных ремешков укреплялись на специальных ошейниках, выполненных из черной юфти. Эти ошейники, называвшиеся арканами, надевались на шеи лошадей, застегивались на пряжку и прикреплялись ремешком к узде. Количество бубенцов на одном ошейнике было обычно нечетным (чаще всего 7, 9 или 11). Бубенцы на ошейнике имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, то есть непосредственно под шеей лошади. Выше него симметрично располагались два одинаковых бубенца меньшего размера, затем пара еще меньших, и так далее. Иногда вместо центрального бубенца укреплялся подшейный (скотоводческий) или же так называемый сибирский (ступенчатой формы) колокольчик. Реже встречались ошейники с четным числом бубенцов. С внутренней стороны к ремню ошейника присоединялась подушка в виде полоски войлока, обтянутой фланелью или сафьяном. Внешняя сторона ошейника часто декорировалась металлическими украшениями. Ошейники с подобранными бубенцами, надетые на шеи всех лошадей тройки или другой упряжки (русской или дышловой), производили при езде эффектный звон.
Иногда на ошейниках укреплялись от пяти до девяти более крупных железных бубенцов типа подшейных (скотоводческих). Такие наборы обходились значительно дешевле бронзовых или латунных, но их звучание было, конечно, неизмеримо менее выразительным.
Наконец, очень редко использовались чугунные литые бубенцы.
Изредка бубенцы укреплялись на ремнях узды у висков лошади, еще реже – на хомуте или дуге. Бывало и так, что маленькими бубенчиками окаймляли по краям седелку или укрепляли их внутри кистей, украшавших упряжь. Обилие бубенцов в упряжи навело на мысль специально их подбирать в ансамбль.
Ямская гармонь
Когда запреты на применение колокольчиков были отменены, на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. Их совокупный звон способствовал веселому, радостному настроению. Этот звон был по своему характеру совершенно неповторим и остался в музыкальной памяти современников под названием «ямской гармони». Бубенцы подвешивались не только к деталям конской упряжи. Так, в северной России крупные железные бубенцы прикреплялись к оглоблям одноконной повозки.
Воркуны, позвонцы, ширкуны, болхари, глухари, балабончики, гормотунчики
Крупные железные бубенцы с рокочущим голосом («воркуны») применялись и в российских обозах. Такой бубенец привязывался, скажем, к последним саням зимнего обоза. По звуку бубенца определялось, едут ли еще последние сани или же отстали и затерялись ночью или в пургу.
В настоящее время старинные бубенцы на ошейниках или в россыпи стали, как и колокольчики, предметами коллекционирования.
Анатолий Ганулич "Однозвучно звенит колокольчик…"
Журнал "Конный мир" №4 за 2005 г.
В современном мире бубенцы отливаются мастерами из различных металлов с той целью, чтобы стать экспонатами для коллекций, сувенирами, оберегами или подарками, а потому они, как правило, имеют вычурный декоративный дизайн.
Примером тому может служить созданный в 2009г. Даниэлем Рикко дизайн бубенца "Голова дракона".
Этот бубенец представляет собой подвеску-оберег, внутри которой находится свободно двигающийся шарик, с помощью которого извлекается мелодичное звучание.
Даниэль Рикко пишет о том, что идея создать звучащее чудо в виде головы дракона было настоящим вызовом традиционной форме бубенца. По замыслу Мастера, голова дракона должна была иметь очень сложную форму, воплощение которой в металле оказалось несовместимым с возможностью передавать звучание. Не помогала даже толщина стенок, чтобы извлечь твердый и чистый тон. Рикко решил эту проблему, предоставив возможность челюстям выполнять эту функцию.